ПК-Плюс

Сервис по ремонту компьютерной техники

Реформа государственных закупок и система Prozorro

Блог

Не так давно Transparency International Украина представила отчет реформа государственных закупок в Украине и результаты работы электронной системы ProZorro за последние несколько месяцев. Это уже второй аналитический полугодовой отчет такого рода, который охватывает все основные изменения в законодательстве, технической поддержке и администрировании, а также демонстрирует основные статистические данные системы ProZorro. Евгений Билык, руководитель проекта программы инновационных проектов TI Ukraine, представил резюме доклада широкой аудитории заинтересованных в реформе госзакупок. Корректором доклада выступил Александр Шатковский, заместитель руководителя проекта ЕС гармонизация системы государственных закупок в Украине со стандартами ЕС. С поздравительной речью выступила и. о. руководителя проекта Прозрачность и подотчетность в сфере государственного управления и услуг Леся Чмиль, подробнее с данной речью можно ознакомиться на портале УУБ https://tender.uub.com.ua/ru/pro-prozorro/uchast-v-tenderah-sistemy-prozoro.

Резюме и основные выводы аналитического доклада:

Основные показатели

В течение начала 2019 года закупки, проведенные через ProZorro, включали более 410 000 лотов с ожидаемой стоимостью более 247 млрд грн. В закупках приняли участие более 80 тысяч предприятий и частных предпринимателей. Конкурс предусматривал среднюю экономию в размере 5,5% (разница между ожидаемой и фактической ценой).

Неконкурентные Процедуры

67% договоров были заключены по результатам неконкурентных процедур, стоимость этих договоров составила почти 41% от общей стоимости в системе. Наиболее распространенной внеконкурсной процедурой является отчетность по заключенному договору (59% всех лотов в системе). В результате процедуры переговоров было заключено почти 9% соглашений от общего количества лотов (26% от стоимости, или 63 млрд грн). Юристы TI Ukraine выделяют следующие типичные нарушения неконкурентных процедур: завышение цен, возможное уклонение от проведения открытых торгов, нарушение условий договора, представленных на официальном сайте УУБ tender.uub.com.ua.

Конкурентные процедуры

Конкурсные процедуры составили почти 33% (от числа заключенных договоров) или 59% закупок (исходя из ожидаемой стоимости всех лотов в системе ProZorro). Среднее количество предложений на допороговых закупках составило 2,15, на открытых торгах-2,71, на открытых торгах с публикацией на английском языке – 2,8. В целом уровень конкуренции снизился по сравнению с данными предыдущего исследования TI Ukraine (с 1 августа по 31 декабря 2016 года). Однако его уровень оставался относительно стабильным на протяжении всего полугодия, без тенденции к ежемесячному снижению. Единственным видом закупок с резко отрицательной тенденцией конкуренции является процедура переговоров по гособоронзаказу. В целом, как и в предыдущем отчете, TI Ukraine придерживается мнения, что такие цифры свидетельствуют о том, что ProZorro развивается быстрее рынка. Количество лотов растет более интенсивно, чем количество участников, которые готовы представить свои тендерные предложения.

Дисквалификации

Доля дисквалификаций в конкурсных процедурах составила почти 10%. Наиболее распространенными причинами дисквалификации, по данным опроса заказчиков, проведенного ти Украина, является несоблюдение требований документации, таких как документы, не соответствующие требованиям, несоответствие предложения участника техническим характеристикам тендерной документации и отсутствие определенных документов в составе тендерного предложения. Неудовлетворительная ситуация с дисквалификациями может быть связана с качеством государственного мониторинга закупок. 56,3% участников признались, что с момента запуска системы ProZorro они никогда не проверялись Государственной аудиторской службой.

Порядок ведения переговоров для нужд обороны

Эксперты TI Ukraine отмечают значительное увеличение использования процедуры переговоров для нужд обороны. По сравнению с анализируемым периодом первого отчета (август-декабрь 2016 года) количество договоров выросло на 24%, а их стоимость-на 20%.

Открытые торги с публикацией на английском языке

По сравнению с августом-декабрем 2017 года использование открытых торгов с публикацией на английском языке выросло в первом полугодии 2017 года. По этому виду закупок было закуплено 4 151 лот общей стоимостью 77 млрд грн, что означает в четыре раза больше лотов и почти в пять раз больше затраченных средств, чем во втором полугодии 2016 года.

Открытый конкурс

Использование открытых торгов росло, хотя и не так быстро, как использование открытых торгов с публикацией на английском языке. Например, за отчетный период по этой процедуре было закуплено 36 032 лота общей стоимостью 33,4 млрд грн. Эти цифры более чем в два раза выше по объему, чем в предыдущем периоде, и в 1,5 раза выше по стоимости закупаемых товаров.

Типичные нарушения в этой процедуре включают дискриминационные требования, необоснованную дисквалификацию, сговор и необоснованное определение победителя. Как и в предыдущий период, в процедуре открытых торгов выявляется наибольшее количество нарушений, что является положительным фактом, поскольку более четкие правила этой процедуры, чем других видов закупок, позволяют лучше отслеживать нарушения.

Предварительный Порог Закупок

Использование допороговых закупок осталось на уровне второго полугодия 2016 года по количеству лотов: 92,6 тыс. против 91 тыс., При этом их ожидаемая стоимость выросла на треть – с 10,3 млрд грн до 15,4 млрд грн.

В целом, допороговые закупки остаются проблематичным видом торгов с точки зрения прозрачности процедуры. Его высокий уровень экономичности (13,3%) обусловлен большим количеством дешевых лотов, которые имеют много потенциальных поставщиков, при недостаточном регулировании. Основным риском по-прежнему остается низкое количество ценовых предложений, которое встречается в 55,8% случаев закупок.

Конкурентный диалог

Конкурентный диалог использовался в 8 случаях регулярных закупок в первом полугодии 2017 года и в 1 случае закупок с публикацией на английском языке. Общая ожидаемая стоимость составляет 254,5 млн. грн.

Законодательная база для государственных закупок

Реформа вступила в стадию защиты от попыток дискредитации и постепенного внедрения необходимых усовершенствований. Например, Кабинет Министров Украины и парламент придерживались стратегии реформирования системы государственных закупок, отклонив законопроект 2126а в редакции, которая сделала права заказчиков и уполномоченных электронных площадок более расплывчатыми, а также 9 законопроектов, которые предлагали ввести исключения из закона. Подготовлен проект закона 4738-д, устанавливающий новый порядок осуществления регулирующим органом мониторинга государственных закупок с использованием показателей риска. Важнейшим вопросом на сегодняшний день является его утверждение и практическое внедрение в практику использования показателей риска сотрудниками Государственной службы аудита.

Деятельность Центрального аттестационного органа

Кроме того, первые экземпляры закупок были проведены через государственное учреждение “Profesiini Zakupivli”, направленное на агрегирование требований заказчиков и снижение административной нагрузки поставщиков. Для развития эффективной деятельности этого института крайне важно совершенствовать законодательство о рамочных соглашениях. Рекомендация в этом отношении заключается в том, чтобы МЭРТ и КМУ утвердили документы, предусмотренные законом.

Изменения в мониторинге закупок 

Еще одним важным результатом является передача порталу «Дозорро» функций общественной комиссии по рассмотрению заявлений о возможных нарушениях при допороговых закупках. Активисты многочисленных ого и госорганов получили возможность реагировать на жалобы о закупках через этот портал, что позволяет обрабатывать большее количество заявок, чем могла бы комиссия. К сожалению, результаты данного обзора до сих пор выполняют лишь консультативную функцию и не являются обязательными для заказчиков в связи с отсутствием законодательного закрепления.